Маргарита Бабурина (СКА Арена): «Устойчивость в спорте это про образ мышления, который нужно воспитывать – инструмент «создания» новых ценностей и смыслов»
Инновационные инфраструктурные решения за рубежом, нестандартные маркетинговые интеграции, честный диалог с аудиторией создают предпосылки для социально-значимых и культурных сдвигов в обществе – вот ключевые аспекты, которые мы обсудили с Маргаритой Анатольевной Бабуриной, международным экспертом по устойчивому развитию в спорте, Директором по маркетингу и стратегическому развитию ООО «СКА АРЕНЫ» (самой большой ледовой арены в мире).
Многие регионы России и за ее пределами сталкиваются с жарой, наводнением, пожаром и другими природными катастрофами. Это наглядное напоминание о климатических вызовах и мы теперь живем в этих условиях. Даже поход в магазин становится испытанием, не говоря о спортивных свершениях. Яркий пример – Тур де Франс-2023. Температура за +38°С привела к плавлению асфальта (+60°С). Организаторы, не отменяя гонку, поливали трассу водой, а гонщики использовали ледяные жилеты и кубики льда в экипировке.
Однако современные ESG-подходы способны изменить ситуацию. Показателен опыт Катара, где в 2022 году прошел первый чемпионат мира по футболу на Ближнем Востоке. На стадионах, где температура достигает +50°С, была внедрена система охлаждения, поддерживающая внутри комфортные +21°С. Примечательно, что часть болельщиков даже жаловалась на холод. При этом сами объекты отличались высокой энергоэффективностью, демонстрируя возможность создания комфортной среды с минимальным экологическим следом.
Эти примеры – лишь вершина айсберга. Сегодня спортивная индустрия – это не только арена соревнований, но и мощнейшая платформа для продвижения принципов устойчивого развития (УР). Возникают ключевые вопросы:
Каким образом спорт способен влиять на глобальные правила игры в сфере УР?
Какие конкретные шаги необходимо предпринимать уже сейчас?
Какую роль в этом культурном сдвиге играют спортивные арены и их диалог с аудиторией?
О том, как эти принципы реализуются на практике в Санкт-Петербурге, а также о связи спорта и УР, рассказала Маргарита Бабурина, Директор по маркетингу и стратегическому развитию ООО «СКА Арена».
Ледяной жилет на спортсмене
В чем, на ваш взгляд, заключается уникальная эффективность спорта как инструмента продвижения идей устойчивого развития?
– Чем больше я погружаюсь в тему устойчивого развития, тем больше я вижу фундаментальные сходства. Во-первых, ценности. Возьмите Олимпийскую хартию – это ведь не просто свод правил для игр. Согласно Хартии цель олимпизма – гармоничное развитие человечества. Задолго до того, как термин "ESG" стал мейнстримом, барон Пьер де Кубертен заложил в нее принципы, которые сегодня лежат в основе устойчивого развития (УР): это и уважение прав человека, равенство возможностей, идея мира – помните олимпийское перемирие? – преодоление национальных и социальных барьеров через общий язык достижений. Спорт изначально несет в себе мощный гуманистический и объединяющий потенциал. Это его ДНК.
Ни одна другая сфера, пожалуй, не обладает таким мощным резонансом. Чемпионаты мира, Олимпиады, крупные национальные события – это аудитория в миллиарды людей, объединенных страстью, азартом, общими переживаниями. Представьте силу этого мегафона! Когда такая структура как ФИФА (Международная федерация футбола) – и они здесь первопроходцы – ставит устойчивость во главу угла своего события, как это было в Катаре с их амбициозной углеродной нейтральностью, это посылает невероятно сильный сигнал по всей цепочке: от спонсоров и поставщиков до каждого болельщика на трибуне или у экрана. Спорт умеет доносить сложные идеи через эмоции и личный пример атлетов, команд, целых турниров, делая ценности УР вдохновляющими. Вот оно будущее – спорт показывает на практике, здесь и сейчас, на глазах у всего мира.
Ни одна другая сфера, пожалуй, не обладает таким мощным резонансом. <...> Спорт умеет доносить сложные идеи через эмоции и личный пример атлетов, команд, целых турниров, делая ценности УР вдохновляющими. Вот оно будущее — спорт показывает на практике, здесь и сейчас, на глазах у всего мира.
А если говорить конкретно про строительство и эксплуатацию спортивных объектов – какие зарубежные решения вас особенно впечатлили с точки зрения устойчивости? Что реально "работает" и показывает путь вперед?
– Знаете, главный урок, который буквально бросается в глаза – это системность и цикличность. В Катаре создавали замкнутые циклы, где вода для охлаждения потом шла на полив газонов, очищалась и использовалась снова. Это продуманная инженерная логика всего объекта, встроенная в него изначально. И это касалось не только воды, но и транспорта – метро и автобусные сети проектировались так, чтобы минимизировать поток личных машин к стадионам, снижая и выбросы, и нагрузку на город. Это инфраструктура как инструмент управления поведением и ресурсами.
Опыт Швейцарии (и подобных стран) – другой полюс. Там уже не столько прорывные технологии, сколько менталитет и отточенная культура потребления ресурсов. Тот же принцип экономии воды до капли в душевых спортивных комплексов – про осознание ценности ресурса и эффективное его использование.
Именно такие примеры показывают, что устойчивость это ещё во многом и про образ мышления, который нужно воспитывать.
Какие реальные возможности для создания культурных сдвигов в сторону устойчивости видит СКА Арена именно в своей повседневной работе с петербургской аудиторией? На что можно реально влиять здесь и сейчас через диалог с болельщиками, учитывая все ограничения – бюджетные, организационные, а может, и скепсис части аудитории?
– СКА АРЕНА была построена к Чемпионату мира по хоккею под контролем Международной федерации хоккея и соответствует всем международным стандартам. Сегодня это домашняя арена первого русско-китайского хоккейного клуба в КХЛ и внимательные взгляды международных организаций, партнеров и гостей направлены на нас. Наша аудитория – это сотни тысяч вовлеченных петербуржцев и гостей города, которые действительно слушают и слышат, когда обращаются "их" герои. Мы видели это на практике: когда любимый хоккеист просто записывает короткий ролик о своей эко-привычке, например, сортировке мусора с контейнерами у дома, фан-сообщество мгновенно откликается – информация принимается активно и искренне. Или когда команда поддерживает благотворительный проект по помощи животным, внимание к нему особенное и вызывает большой отклик у болельщиков.
Этот принцип – сила личного примера и доверия к "своим" героям – ключевой для нас здесь, на СКА Арене, в работе с петербургским сообществом. Но мы не ограничиваемся простым информированием. Наш самый эффективный инструмент – вовлечение в конкретное действие. И людям действительно интересно, они хотят участвовать, видят смысл, поэтому с удовольствием включаются. Например, этим летом в парке СКА АРЕНЫ прошло более 50 мастер-классов от обучения детей правилам ПДД для их безопасности до сортировки и переработки «крышечек доброТы». Однако их энтузиазм часто наталкивается на барьеры. Главная преграда – отсутствие базового просвещения. Людям часто просто не хватает понятных знаний и четких инструкций 'с чего начать' в наших петербургских реалиях (какие фракции мусора куда сдавать, где пункты приема, какому фонду можно помочь и т.д.).
Поэтому основа всего – открытый диалог и максимально доступное объяснение простых шагов: встречаться с людьми, разговаривать честно, без назидания, предлагая конкретные, выполнимые здесь и сейчас варианты. Показывать не 'что надо', а 'что реально можно попробовать прямо сейчас, учитывая ваши возможности'. Мы видим это снова и снова: человек приходит часто из любопытства, а после такого разговора, где мы вместе разбираем "вот это вам пока не подойдет, а вот это – попробуйте уже сегодня", у него действительно загораются глаза: "А это интересно! Я, наверное, вот это дома внедрю".
Этот принцип — сила личного примера и доверия к "своим" героям — ключевой для нас здесь, на СКА Арене, в работе с петербургским сообществом.
Именно так, через личный пример спортсменов, совместные акции с фан-сообществами, коллаборации с неравнодушными партнерами и, главное, постоянный, уважительный диалог, где болельщикам объясняют и показывают простые шаги, элементы устойчивого развития проникают в работу, в быт, в повседневные решения – обретая форму реальной заботы: о комфорте человека через доступную среду, о здоровье команды через экологичные решения, о благополучии города через экономию ресурсов.